История отряда

История Омского отряда ведомственной (военизированной) охраны ведет свой отсчет с далекого 1922 года. А предыстория его создания такова: ещё 1 мая 1920 года народный комиссариат путей сообщения (НКПС) издал приказ об учреждении  Сибирского округа путей сообщения (СибОПС). В ноябре следующего, 1921 года Омская, Томская и Забайкальская железные дороги, подчиненные управлению железных дорог СибОПС, были преобразованы в восемь линейных отделов. Одним из них, кроме Тюменского, Челябинского, Новониколаевского, Томского, Алтайского, Красноярского и Иркутского,  был Омский линотдел. В начале 1922 года при каждом из перечисленных отделов образованы линейные части сторожевой охраны. Организация сторожевой охраны и подготовка к открытию Управлений линейных отделов была поручена начальнику первого района железнодорожной милиции города Омска Иосифу Антоновичу Буткевичу, который с успехом справился с этой задачей и на протяжении нескольких первых месяцев временно исполнял обязанности начальника третьей части сторожевой охраны. Управление третьей части располагалось в г. Омске. Штат части состоял из 368 человек, куда входили, кроме охранников, командный и административно – хозяйственный состав.

Один из пунктов вышедшего по СибОПС  приказа №38 от 23 января «О границах и штатах линейных частей сторожевой охраны» гласил, что  Омской частью сторожевой охраны обслуживаются две железнодорожные линии: Называевская-Куломзино (нынешняя ст. Карбышево-1), Исилькуль-Татарская-Славгород. Этот день принято считать днем образования Омского отряда.
В 1922 году, когда Ф.Э. Дзержинский активно организовывал перевозку продовольствия из Сибири в голодающие районы России, остановки поездов с последующими хищениями происходили довольно часто. Более всего, на самом важном участке Кулунда-Славгород. Все случаи воровства и разбойных нападений на путях Омской железной дороги тщательно расследовались. Преступники разыскивались и несли заслуженные наказания. Был введен новый, оказавшийся очень эффективным порядок сосредоточения команд на станциях Омск и Татарская. Команды делились на три группы. Одна несла службу, другая отдыхала, а сторожа третьей безотлучно находились в общежитии, держали связь с частями ГПУ и расположенными вблизи армейскими подразделениями. В любой момент они могли встать «под ружьё». А пока было спокойно, обучались караульной службе, обращению с оружием.
Кроме того, существовал резерв агентов охраны, который находился на казарменном положении.  Днем с агентами проводились строевые и теоретические занятия, а ночью они выставлялись в дозор для охраны грузов на товарных дворах. За самовольное оставление постов, появление на службе в нетрезвом состоянии, за разговоры  с посторонними, хищение казенного имущества вооруженные сторожа строго наказывались.
В ноябре 1922 года на станции Омск был создан конный разъезд из пяти вооруженных всадников. С полуночи до шести часов утра охранники объезжали станцию и прилегающий поселок. И редко кому из подозрительных субъектов, проходящих по путям без пропусков, удавалось от них ускользнуть.
На Омском узле самой оснащенной в пожарном отношении была пожарная команда управления СибОПСа. В её ведении находились здание управления, материальный склад и вокзал городской ветки. В штате команды состояли телефонист, стволовой, подстволовой, два топорщика и два постовых. Команда делилась на две смены, по семь человек в каждой. Брандмейстер на конной тележке объезжал все закрепленные объекты с целью их осмотра. Если случался пожар, в дело пускался обоз из трех двухколёсных ходов. На каждом – по две двадцатипятиведерные бочки, труба с рукавами и брандспойтом. Чтобы команда «не дремала», довольно часто устраивались учебные и проверочные тревоги.
В помощь профессиональным командам создавались добровольные пожарные дружины (ДПД). Любопытно, что в инструкции по их организации предлагалось при отсутствии добровольцев  создавать повинностно-трудовые дружины в принудительно-добровольном порядке. То есть, никто из рабочих и служащих, особенно на крупных  железнодорожных станциях  в возрасте от 17 до 50 лет не имел права  отказываться  от вступления в ДПД. За неповиновение – лишение пользования ведомственным жильем и предание суду Ревтрибунала.
ДНД делились на небольшие расчеты. Они состояли из лазальщиков, которые при пожаре работали с инструментом, спасали людей и имущество.  Снабжение водой было делом трубников, а сторожили спасенное имущество и оказывали первую помощь пострадавшим охранники и санитары.
К началу 1924 года СибОПС был упразднен. На базе третьей линейной части образован Омский район вооруженной охраны с двумя сформированными на нем участками. 
    В состав первого  входили станции Называевская, Куломзино, Омск, Московка с девятью обслуживающими эти станции командами. Причем, шесть из них приходилось на Омский железнодорожный узел. В составе второго участка находились станции Татарская, Купино, Славгород, Баган со всеми промежуточными станциями и пятью командами, которые их обслуживали.  Штат Омского района охраны в количестве 300 человек состоял из стрелков особых вооруженных отрядов (ОВО) – 138 человек, агентов НКПС – 138, командирского состава – 15, управленцев –  9 человек. 
     В апреле 1924 года были ликвидированы участки охраны, мелкие команды объединены в сводные - участковые.  Возглавлявшие охрану инструкторы стали называться начальниками районов охраны (НОР). С 1922 по 1925 годы третьим районом охраны руководили Меркурьев, Похилько, Третьяков.    В июне 1932 года по постановлению СНК стрелковая охрана НКПС получила название военизированной.
    С 1925-1937 годы отряд возглавлял Н.С. Рюмин, с 1937 по 1940 – Малюжанец, с 1940 по 1941 – Козин.
     С огромным напряжением работал Омский отряд в годы Великой Отечественной войны, сказывался дефицит кадров. Мужчины, которые составляли костяк отряда, ушли на фронт. Их места, как в стрелковых, так и в пожарных командах, заняли женщины. Общий штат отряда составлял 60% от необходимого. Не хватало   обмундирования, спецодежды, пожарно-технического снаряжения и оборудования. Было плохо с питанием. Для улучшения материального положения личного состава в отряде стало развиваться подсобное хозяйство. Во время войны во главе отряда стояли Н.А. Брусилович, Юзвенко, С.Е. Леонов, Н.И. Кузнецов.
    После войны отряд возглавил Ф.И. Филипчук – 1946г., А.И. Байгачев 1946-1947 гг.
    Всего же за 90 лет со дня образования отряда у его «руля» стояли 22 руководителя. Их имена и фотографии запечатлены в отрядном музее истории, который был создан к 60-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне в мае 2005 года по инициативе директора филиала ФГП ВО ЖДТ России на ЗСЖД Н.Ф. Долгих. Более подробно о начальниках отряда и жизнедеятельности Омской железнодорожной охраны написано в книге «На страже Западно-Сибирской магистрали», выпущенной в 2006 году под редакцией руководителя филиала. 
    Большой вклад в развитие материально-технической базы Омского отряда, повышение производственных показателей, укрепление дисциплины, каждый в свое время, вносили начальники отрядов Н.А. Умаров (1947-1953гг.), (1961-1974 гг.), Б.А. Давыденко (1956-1959 гг.),  А.Ф. Уркс (1976-1986 гг.), Е.А. Белецкий (1990-2001 гг.), В. Н. Филатов (2001-2011 гг.). С 2003 по 2010 гг. по итогам работы за квартал отряд пять раз становился победителем трудового соревнования, по одному разу занимал второе и третье места.
    Значительная роль в работе подразделений отводится служебному собаководству. Функционируют два базовых питомника. Проводники служебных собак  на протяжении многих лет регулярно завоевывают призы на чемпионатах и розыгрышах кубка России. 
    На базе отряда проводятся конференции, показательные семинары, стажировки руководящего состава, соревнования по прикладным видам спорта.
     Образцовое содержание пожарных поездов в Омском отряде стало основанием для проведения на базе отряда нескольких отраслевых школ передового опыта.
    Особое внимание уделяется ремонту зданий и помещений стрелковых и пожарных подразделений, вопросом создания работникам отряда благоприятных условий для труда и  отдыха. Подразделениями отряда стабильно обеспечивается надежное сопровождение поездов с номенклатурными грузами.

 
Разработка веб-сайтов Plum